Шаманизм. Краткий очерк вероучения.

Вечное Синее Небо — Тэнгри – так называют Единого Бога шаманы. Иногда Его называют еще ОгторгайКосмичекая Пустота – Бог Богов. Так же Его называют Хайыракан – Медведь — Творец Творцов или Первопредок всех живых существ.

На древнетюркских языках слово шаман – «хам мен» — означает – тот, кто видит ясно. Тот, кто видит ответы на вопросы, волнующие каждого человека.

Уединяясь и вглядываясь в Небо, мы задаемся вопросами:

Кто я?

Зачем мне все это?

Как мне реализоваться в жизни?

Что меня ждет после смерти?

Могу ли я помочь близким людям?

Даин Тээрг, шаманизм, Тарас Журба, шаманы, шаманские практики, обряд

Вглядываясь пристально в свой ум, человек не находит предела в этом светоносном осознавани, так же как он не находит в Небе границ. Человека изумляет сам факт своего существования. Это пробужденное, сосредоточенное и экстатическое изумление шаманы называют ясностью. Они убеждены, что их изумление непостижимой простотой близости Бога дает возможность прозревать его волю в любой ситуации. Свою сосредоточенность на этом понимании они называют верой.



На Небе могут быть грозовые тучи , через некоторое время они сменятся ослепительным солнцем. Но само Небо, вмещающее управляемую им вселенную, не изменится от изменения атмосферы. Переставая отождествляться с невечными компонентами опыта, человек приходит к пониманию своего предназначения на Земле. Доверяя Небу свою жизнь, он перестает цепляться за свое «я», за эту условность, вносящую ситуационную умозрительную границу в космическое всеединство. Потенциал его ума спонтанно реализуется в соответствии с интересми других живых существ, и сферой его жизнедеятельности становится бесконечность.

Устройство вселенной.

Вечное Небо называют Отцом. Это сам «принцип очевидности, видения видящего», лежащий в основе универсума, и, раскрывающийся в каждом живом существе. Небо — Это тот, кто видит сам себя, это единый бесконечный и непостижимый в своей очевидности разум. Это вселенское «Я». Небо это так же «хрустальный купол» мироздания, несущий множество звезд и планет, и определяющий закономерности их взаимодействия Это также существа, населяющие небесные обители, котoрых люди называют Божествами или ангелами.

То, «что», видит этот Ум, любая обьективная данность, называется Матерью – Землей. Это потенция любой предметной данности познания, и возможность творческой активности Неба, воспринимаемой людьми как эволюция. Это вселенское «Ты». Мать-Земля это также наша родная планета, гигантское живое существо, поддерживающая своей энергией каждого из своих обитателей.

Небо и Земля взаимодействуют посредством своего космического танца – времени. Управляя законами времени, Бурхан, Вечное Божество, Великий Владыка, проявляет свою спонтанную природу в живых существах. Для каждого из них время является его судьбой, непреложным законом. Посредством законов времени человек создается, развивается и уничтожается. У человека есть возможность постигнуть суть этих законов, и безупречным образом выполнить волю Бога. Став свидетелем того, над чем время невластно, ум человека возвращается в свое изначальное состояние, неотделимое никакими обстоятелствами от Бога. Живые существа рождаются, умирают и рождаются вновь среди одного из шести видов перерождений, сообразно тем действиям, которые они совершают. Этот поток непрерывных перерождений называется шестью дорогами. Сознание отдельно взятого существа в той или иной степени отделено от Неба, от истины от того, что есть, его желаниями, тем, что ему хотелось бы или тем, что ему не нравится.

Центром вселенной является Гора Сумбур.

Это глобальный энергетический узел, в нем пересекаются волеизьявления всех живых существ, приводятся в силу законы действия и воздаяния. Их результирующий вектор проявляется как материальный мир. Центр вселенной называют также Небесной рекой, которая течет вниз и вверх одновременно. А так же его принято называть Мировым Древом. Его ветви образуют «Верхний мир», небесный купол, населен богами девяти небес, а также воинственными полубогами, с ними враждующими.

Полубоги непрерывно наслаждаются своим могуществом, но страдают от того , что оно не так великого, как у Богов девяти небес. Боги наслаждаются своей близостью к единому Богу, воспринимают мир как веселую поучительную забаву, но они знают, что однажды и их блаженство окончится так, как и все в этом мире, и страдания не избежать и им.

«Средний мир» находится в районе ствола. Его населяют люди, животные, и духи –хозяева земли и воды. Эти духи – первые живые сущеста, населившие эту Землю. Они происходят от божеств, спустившихся с Небес. Они обитают в своих мирах, которые имеют пересечения с нашим миром . Многие из них являются покровителями лесов, гор, рек, отдельных земельных урочищ, вмешиваясь в жизнь животных и людей, населяющих отдельную территорию.

Животные — это существа, которые живут нуждами тела, не имея понятий. Они страдают от того, что поедают друг друга. По причине отсутствия своего интеллекта, животные становятся жертвами людей, которые разводят их в своих целях и едят. Люди являются социальными животными, которые гордятся своим интелектом. Болезнь, старость и смерть неизбежно вызывают страдания в нашем мире. У людей, однако, есть счастливая возможность использовать время жизни для постижения Небесного Закона.

Корни Мирового Древа образуют — «Нижний мир». Там живут демоны и обитатели царства мертвых – девяти горячих и девяти холодных адов. В аду и у демонов нет физических тел. В ад попадают те, кто видит вокруг себя только плохое, а также причиняет себе и окружающим много вреда. Они страдают от частого перереживания обстоятельств смерти и невозможности изменить это положение.

Демоном становятся, когда сильно чего-то желают, и не могут удовлетвориться, а так же когда не могут смириться с утратой, потерей комфортного состояния.

Человек среди Духов. Космическая игра.

В силу неведения собственной природы, неспособности отдавать себе отчет в собственных действиях, сонливости разума человек позволяет своему уму отвлекаться от своей светоносной божественной основы. В мире перемен невозможно долго наслаждаться счастьем, так как оно быстро заканчивается, а болезнь, старость и смерть неизбежны. Человеческие страсти, лень, гордость, ненасытность, ревность и гнев являются отвлечениями ума от собственной природы. Отождествляясь с невечным, человек разочаровывается в своих ожиданиях и страдает. Каждая мысль оставляет свой след. Попадая в следующую ситуацию, человек склонен реагировать на нее так же как и в предыдущий раз. Таким образом, складывается его характер, и формируется тенденция его следующего перерождения, одна из шести дорог. Он умирает, рождается вновь, строит планы на свою жизнь, разочаровывается во многих из них , и снова умирает. Его тенденция костенеет. Разорвать этот круг становится все тяжелее.

Только перестав пытаться найти вечное в невечном, человек может освободиться от мешающих ему чувств, и вернуться в свое изначальное незамутненное никакими омрачениями сотояние. Оно характеризуется ясностью понимания происходящего, отсутствием страха и сомнений, и непрекращающимся блаженством. Оно проистекает из божественного неведения, суть которого состоит в отчетливом понимания отсутствия собственного неизменного индивидуального «я» и отождествлении с «Я» вселенским.

Являясь владыкой в мире животных, приручая кого-то из них как домашних, кого-то уничтожая в целях сырья и пищи, человек сам является пищей и подопечным животным по отношениюк различным духам и божествам.


Небесные покровители Девяти небес.

Духи способны воздействовать на людей разными способами. Патроном шаманской традиции, проводником посвящений в тайные знания является Всемилостивейший Царь Шаманов Даин Тээрг. Его изображают в виде всадника с плетью и луком со стрелами. Его конь — это само время. Плеть ускоряет обучение его подопечных. А стрелы Даин Тээрга говорят о том, что все его действия по спасению людей из лап страданий неотвратимо достигают цели.

Наиболее могущественными из бестелесных существ являются бурханы или ангелы по-русски, которые проживают на 9 небесах, а так же хозяева Земли и Воды. Множество из этих божеств, равнодушно к нуждам людей. Однако есть среди них и великодушные мудрые покровители, неотступно проводящие людей через тернии к звездам. Именно они призываются в ходе религиозных обрядов и исполняют просьбы верующих. Они даруют людям благополучие, долголетие и счастливое перерождение после смерти.

Тэнгрии.

Самые древние и могущественные из духовных существ, проживающие на 8-9 Небе, называются Тенгрии. Они участвовали в творении этой вселенной, и в настоящее время хранят замысел и план ее развития в соответствии с волей Тенгри – Вечного Неба. Этих существ в православной традиции принято называть Серафимы, а в буддийской — Божества мира без форм. Они открывают кладези своего знания, видения прошлого и будущего, тем, кто обладает духовным зрением, и способен подниматься в их миры. В частности, Тенгрии наставляют великих шаманов и могущественных духов, которые воплощают их планы в жизнь. Состояние бытия Тенгриев представляет из себя сознание, которому не противостоит никакая материя, в силу того, что эмоциональная энергия их ума полностью ими котролируется так, что приятное и неприятное являет для них один вкус. В соответствии с четырьмя основными тенденциями ума Тенгрии образуют четыре группы , называемые по сторонам света Восток, Юг, Запад и Север. Таким образом они кладут начало родовым различиям между всеми существами более низких ступеней мироздания, которые повторяют главные черты своих небесных «прародителей» на той ступени бытия , на которой они находятся. В связи с этим для шаманов вполне корректным является вопрос о том к какому качеству принадлежит та или иная религиозная традиция, которая берет свое начало на девятом небе, и поддерживается силами других небесных сфер а так же разными людьми на Земле. Шаманизм называется Черной Верой так же и потому , что он является общностью духов и людей, обладающих набором признаков северной стороны света. Эту сторону, обозначенную Полярной Звездой на небосклоне принято называть Центром Мира. Алтан Гадас – единственная неподвижная точка времени и пространства нашей вселенной. Она служит нам образом бесконечного бытия.


Нойоны.

6-7 Небо являтся обиталищем Нойонов или Ханов – Царей. Эти великие духовные сущности, опираясь на полноту знания 9 Неба, управляют космосом. В соответствии с их намерением протекают изменения пространства и времени во вселенной, в том числе возникают и гибнут небесные светила, а также происходят глобальные изменения в жизни людей. Христиане называют эту иерархию ангелами, Буддийские космографы – божествами мира форм. Бытие для Нойонов представляет собой мощные флуктуации энергии. Все желания, которые у них возникают, удовлетворяются в момент возникновения. Поэтому их жизнь состоит из интенсивнейших положительных впечатлений. Они способны восхищать себе сознания людей, а так же направлять свои энергии на Землю, где они будут проявляться в формах нашего мира. В частности , они могут являться вобразах конкретных людей другим людям, жить среди них, проповедовать и т.д., при этом, не скованные вопросами времени и пространства. На уровне бытия небесных сфер царей располагаются райские обители, созданные магическими усилиями Высших Божественных Патронов мировых религий.


Заяны.

1-5. Небо это миры духов , называемых Заянами (от «заяа» – добрая доля) – неспосылателями судьбы. Их возглавляют Сахиусы – Сила — охранители сторон света. Великие шаманские божества почитаются и многими другими религиями. В тибетском буддизме их называют докшинами — грозными охранителями учения. Духи этих небес находятся в наитеснейшем контакте с миром людй и другими мирами вселенной (полубогов, демонов, животных, и адских мучеников). Сознание этих существ не обременено косностью и стереотипами. Они способны с легкостью управлять своими эмоциями, демонстрируя противоположные чувства к одному и тому же обьекту. Переполняясь радостью, они воспринимают каждое мгновение жизни как увлекательную игру. Заяны способны воздействовать на ум человека, внушая ему правильный для его жизненной ситуации ход мыслей, и защищать от производимого демонами гипноза . «Ангел пролетел» — так говорят часто, когда такой дух приходит , накрывает своим энергополем присутствующих людей, и прекращает возбуждаемый нечистыми духами бессмысленный разговор или скандал. Способность воздействия их на души людей очень велика. Они вполне в силах возбудить или прекратить в человеке сильное устойчивое желание чего-то. Активизируя определенным образом энергетические каналы в теле человека, они даруют ему различные способности. Обеспечение какого-либо таланта, здоровья, и регулирование продолжительности жизни является их «работой». Они сводят людей друг с другом в качестве урока, поощрения или наказания за вредоносные действия. Уделяя основное внимание воспитанию человеческого качества, они выступают так же в роли защитников и помошников во всех делах верующих той духовной традиции, к которой те принадлежат.

Плетение ковра человеческих судеб – их излюбленная игра. Человек рождается в этом мире, обладая предписанной ему ролью, которую он будет играть в течение жизни. Изменить свою суьбу очень трудно, а без ведома своих небесных покровителей — невозможно. Тот, кто выдерживает достойно испытания, предложенные ему судьбой, избегает участи перерождения в низших мирах, и поднимается в высшие.

Основным правилом этой игры является лечение человека от чрезмерно серьезного отношения к действительности. Чувство собственной значимости, которое традиционно окрашивает любую деятельность людей, является излюбленной мишенью заянов. Сила человека неизмеримо мала в сравнение с силой духа судьбы. Человек может решать свои насущные задачи посредством собственных усилий, а также может обращаться с просьбой к Небесам. Небеса ставят его в тупик прямо или косвенно, сталкивая с пониманием своей слабости и ограниченности. Тем самым разочаровываясь в своих способностях, человек имеет возможность разочароваться и в чувстве собственной значимости, а так же в преходящем характере всех земных радостей.

Он становится способен отпустить свою озабоченность нескончаемыми мирскими делами. Переставая бежать за тем, чего ему не хватает, и раздражаться от того, что сталкивается с тем, что ему неприятно, человек отпускает ум на свободу. Основным противоречием человеческого разума является противоречие между тем, что есть и между тем, что должно быть. Он принимает или оставляет все как есть. Духи открывают своим избранникам волю Небес, посредством видений, снов, формирования жизненных обстоятельств специфическим образом, а так же во время «шаманских путешествий», когда душа человека переносится в тонкие миры.

Эдзены.

Эдзены — хозяева Земли и Воды, как говорилось, имеют небесное божественное происхождение, а так же некоторые черты зверей. Часто их называют драконами. Они способны вызывать молнию, ради забавы, или преследуя черта. Находясь в непосредственном соприкосновении с естественной средой обитания человека и животных они помогают людям в поддержании благополучия на территориальном уровне.


Ээрены.

Существуют так же духи ээрены, с момента рождения человека живущие в его теле и заботящееся о нем. Они направляют ход его мыслей, и защищают от тех искушений, которые ему внушает черт.


Перевоплощение.

Большинство известных среди разных духовных традиций великих подвижников, пророков и святых являются воплощенными в человеческие тела небожителями. Духи спускаются с небес, и живут в человеческих телах. Они делают это с целью того, чтобы разнообразить роли в игре, которую они ведут – что бы самим выступать в роли ведомых ими людей. В мире людей время течет быстрее, это дает возможность проходить некоторые уроки быстрее, чем это возможно на небесах. Страданий в мире людей значительно больше, чем в небесных мирах. Особо важными уроками для пребывающих здесь божеств являются те, которые связаны с выработкой противоядия для привычки духов получать интенсивные позитивные впечатления от жизни. Сам факт наслаждения не осуждается. Бог желает всем живым существам избавления от страданий. Однако, привычка получать блаженство без усилий, свойственная для многих духов и людей занимающихся религиозной практикой, является фактором, ограничивающим потенциал этого существа. Способность делать что-либо на благо кого-то вопреки собственным страданиям является способом развития сопричастности воле Бога, Творца. Духовными могут быть такие действия , которые мотивируются не только собственным благом, но так же и благом других живых существ. Поскольку собственные интересы, желание их удовлетворить являются вполне ограниченными, соответственно, и радость, связанная с их удовлетворением носит весьма ограниченный характер (невозможно сьесть больше, чем вмещает желудок). В то время как удовлетворение от деяний на благо других или во славу Неба не имеет ограничений, соответственно, и является той дорогой, которая может зделать радость человека по-настоящему мощной.

Самопожертвование, которое проявляют духовные существа, воплощаясь в более низких мирах с целью практической помощи и обучения их обитателей является формой их совершенного альтруизма. Соответсвенно, воздаянием за преданность своей вере и за мудрую жизнь на Земле является пребывание на Небесах в обществе с мудрыми наставниками, в условиях, где нет страданий.

Шаманизм называют Черной Верой. Так как вера – это основная возможность выживания в этом мире, где незнание всегда превосходит знание человека.


Злые духи.

Демоны, черти, или злые духи являются главными инструментами человеческих несчастий. Не все представители этой «расы» бестелесных существ являются изначально вредоносоными искусителями. Многие из этих существ, обладая могуществом божеств, покровительствуют людям. Например, таким я вляется Владыка Мира Мертвых — Эрлик Ловун Хан. Он несет на себе бремя ответственности за то, что бы души грешников, людей способных причинять много вреда окружающим, были изолированы в нижнем мире. Пребывание там для них самих с его волеизьявления — это возможность использовать время великих мучений как возможность избавиться от порочных наклонностей, разочаровавшись в чувствах гнева, похоти, и тех последствий, которые они вызывают.

В то же время есть и другие представители «расы» демонов, которые оказывают покровительство людям, их много среди буддистских охранителей Учения. В то же время, большинство существ, обладающих основной психической тенденцией привязываться к наслаждениям, и сильно страдать от неспособности удовлетворить многочисленные из своих желаний, крайне вредоносны по отношению к людям. Тот период в истории людей, который известен в исторической науке как «неолитическая революция» является роковым для положения человека как независимого существа. Это время, известное как переход от собирательского хозяйства к производящему, домистификация животных, а так же зарождение социального неравенства и возникновения государства, по праву может быть названо библейскими терминами «грехопадения», и «изгнания из рая». По мнению шаманов, в это время произошло порабощение человеческого мира демонами, изгнанными с небес. Демоны, обладавшие неукротиым стремлением превосходить божеств своими возможностями, и страстно желавшие царствовать во вселенной, были побеждены в битвах и сброшены на Землю. Ум человека до этого пребывавший в способности фронтального восприятия мира, сообразно замыслу Неба, присутствовавшего в каждом мгновении жизни, утратил эту способность. Демоны вселились в человеческие тела, предлагая по началу такие качества ума людям, которые помогали им в обустройстве их мира. Эти качеста мы можем назвать способностями технического мышления, которое пригодно для того, чтобы перестраивать окружающий мир по более комфортному образцу. Заплатить за это людям пришлось тем, что они в значительной степени утратили свою способность принимать мир таким, как он есть. Попав в капкан противоречия между тем, что есть и тем, что должно быть, или хотелось бы, люди утратили свою самостоятельность. Их ум с этого момента не является в большей степени своим умом. Крмое того , что утрачены способности духовного видения, способность к самоконтролю так же сильно понижена. Демоны, целенаправленным образом управляют людьми, и поглощают выделяюмую при эмоциональных переживаниях жизненную силу. Именно с целью провокаций на эти самые вспышки эмоций существует нынешний «мировой порядок», который образует сообщество людей. Внедряя в ум людей ложные взгляды, черти управляют людьми на протяжении последних 7 тысяч лет. Они умело играют на неведении людей, на том , что они подвергли забвению всемогущее Небо внутри себя. Черти вселяются в тела людей, и выдают свои мысли за человеческие. Злые духи провоцируют в людях негативные эмоции, и пожирают выделяемую при этом жизненную силу. По их вине существует так много бессмысленных войн на этой земле, и болезней, неподдающихся лечению медикаментами. Подобно тому, как существуют четыре тенденции ума проявлять себя в действиях , так же и демоны воздействуют на людей, имея в виду эти самые качества ума.

Тенденции Ума.

Небо – это Ум, воспринимающий сам себя и присутствующий в каждом живом существе. Он Един, вечен, неизменен и неподвижен. Он является потенциалом всех изменений существующих в мире. Наиболее общие законы мироздания можно назвать теорией первоэлементов. Эти законы пронизывают и макрокосмичекий и микрокосмический уровни бытия, отражаясь как в мышлении человека, так и в природных явлениях и жизни сообщества людей. Когда из созерцания он проявляется в мир действий, то первым его актом творения является возникновение двух полярных сил, двух мыслей Ак сагыш и Кара сагыш. Белая и Черная сила, белая и черная мысль. Известны, как Ян и инь. Это субьективный и обьективный компонент восприятия. Следующим актом их взаимодействия, то есть непосредственно действия, происходящего между двумя этими силами, является возникновение четырех тенденций ума, законы взаимодействия которых описываются теорией пяти первоэлементов.

Вечное Небо. Это Ум. Он неподвижен. Он созерцает сам себя, поскольку присутствует везде. Его называют железом, поскольку он неразрушим. Он образует элемент пространство.

Из вечного Неба происходят Небо-отец и Мать-Земля. Они образуют верх и низ. Небо и Земля, Белая мысль и черная мысль. «Ак – Кара сагыш.»

Небо-отец и Мать-Земля дают начало четырем изменениям, порождая четыре стороны света и четыре времени жизни. Эти изменения называются стихиямии или основными действиями, Первоэлементами, то есть энергиями Вечного Неба.

Великий белый, малый белый, Великая черная, малая черная.

Огонь, вода, воздух, земля.

То, как проявляются четыре тенденции ума, можно проследить на очень простом примере. Возьмем стакан и наполним его на половину водой. Затем сторонним наблюдателям предложим ответить на очень простой вопрос, является ли этот стакан наполовину полным или наполовину пустым, или есть еще какие-то варианты ответов. Совершенно ясно, что обьект этого рассмотрения один и тот же. Однако, то как мы его определяем для себя, определяя и свои действия по отношению к нему, будет означать совершенно различные вселенные. Возможных вариантов реагирования на этот самый стакан воды, или на один и тот же обьект моежт быть четыре.

Первая — на половину полон.

Вторая – наполовину пуст.

Треья – это утверждать о том , что стакан полон и пуст в равной степени.

Четвертая — требовать, что для того что бы этот стакан был четко определен, он должен быть выведен из равновесия, то есть с ним должно произойти, либо наполнение, либо опустошение.

Четыре разных способа описания одного и того же обьекта, предполагают, что любая возникающая в сознании мысль содержит в себе разные побудительные мотивы, которыми мы можем руководствоваться.

В первом случае, желанием наполнения, стремлением.

Во втором случае, желанием опустошения, то есть отвращением, вытеснением

В третьем случае это будет желание поделиться.

В четвертом – желанием сравнить с неким эталоном (полноты или пустоты).

Эта разница в определении одного и того же субьекта будет являться еще более очевидной, когда на следующем этапе «определения» этого стакана мы совершим поступок в соответствии с тем, как его назвали . То есть, наполним его, опустошим, поделим еще раз пополам, перелив в другой стакан, или проведем еще один раз этот цикл «определения стакана».

Теперь попробуем увидеть полноту метаморфоз с обьективным компонентом этого стакана, отложив сторону нашу оценку, насколько это возможно. Вне зависимости от того, кто и по каким соображениям воздействует на этот стакан, в существовании этого самого обьекта «стакан с водой» мы можем выделить следующие фазы:

из полностью пустого наполняется до половины,

из наполовину полного становится полностью полным,

из полностью полного опустошается до половины

из наполовину полного становится полностью пустым.

Мы можем так же сравнить то, что называли субьективным и обьективным компонентом времени. Фактически, и в том и в другом случае мы имеем дело с четырьмя видами действия, с четырьмя видами энергии, которые являются универсальными. Более того любого рода явление или процесс любое соответствия «Я» и «Ты» в отдельно взятый момент времени будет определенной настройкой этих сил. взаимодействием полярных сил и рождать оснонвые тенденции времени и пространства, называемые стихиями. Не существует отдельно взятого «Я» или «Ты», существует определенный набор энергий в котором единый ум творит вселенную в нерасторжимой взимосвязи макро- и микрокосмоса. Это тождество микро и макрокосмоса, внутреннего и внешнего времени.

Если мы попробуем соединить внутренне время и время внешнее, что может произойти?

Макро время:

Юг

огонь

день

Лето

взросление

Утро Центр Вечер

Весна неподвижность Осень Дерево Небо Земля

Восток вечность запад

рождение зрелость .

Ночь

Зима

смерть

вода

Север

Микро время:

Любовник.

Страсть

Будущее

Пусть это произойдет

Время – это движение к цели

Еще не было

Огонь

ревность здесь и сейчас, гордость(удержание)

пусть произойдет то, что есть, пусть это будет всегда

что-то другое вечность, время – это деньги,

время – это суета не время мои года – мое богатство

воздух пространство земля

бытие

Соперник. созерцатель Друг.

злость

прошлое

пусть этого не будет

время – это забывание

уже нет

вода

Враг.

Тождество макро- и микро- элементов реальности предполагает, что вселенная в своих грандиозных масштабах и жизнь отдельного индивида управляются одними и теми же законамерностями. Эти закономерности обозначаются теорией элементов. Основным, лежащим в центре данного креста элементом любого восприятия является пространство. Иначе его принято называть железом. Это делается потому , что бы назвать его нерушимость, твердость. Поскольку этот элемент в круговорте других, предполагающих определенное движение, действие, означает недеяние, паузу в действии, которая обнажает нематериальную неразрушимую природу ума, творящего вселенную. Это нечто, созерцающее исток этих тенденций изменения мира. Применительно к человеческому опыту этот элемент означает способность ума находится в состоянии сосредоточения без мыслей, тем самым предоставляя возможность для появления любого рода восприятия и любого рода активности. Остальные универсальные тенденции назывются воздух или дерево, огонь, земля и вода. Они находятся в непрерывном чередовании, создавая в своих взаимовлияниях бесконечное многообразие явлений нашего мира.

Автор предполагает, что данный крест, и то, как он существует во множестве духовных традиций, являет собой символику распятия. Думаю, символика этого креста, так же как и распятие Иисуса Христа, означает собой следующее. Каждый человек обусловлен временем. Рождение, старость и смерть неумолимы так же как сила земного притяжения, и смена времен года. Помимо внешних причин, вызывающих страдание людей, существуют внутренние. Лишь только одна мысль рождается в сознании человека, как эмоциональная энергия, лежащая в ее основе вызывает неудержимый хоровод его страстей. Как только из созерцания бесконечного и очевидного ума рождается взгляд наружу, куда-то туда, где возможно есть что-то заслуживающее внимание кроме него самого, как тут же возникает